Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста

Олехнович Марина Викторовна,
воспитатель 
ГБДОУ детского сада № 121
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Что такое мелкая моторика зачем и как это надо развивать??? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной, костной системами, а также зрительной системой.
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений. Специалисты отмечают, что мелкая моторика отвечает непосредственно за развитие речи и чёткости произношения звуков.
Развивать мелкую моторику можно с самого раннего возраста.
Для занятий и упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук могут вполне подойти как обычные игрушки, так подручные средства: крупа, пробки, крышки, пуговицы, шнурки, липучки, крючки, молнии, втулки от туалетной бумаги, бусины, камешки для аквариума, ракушки, игрушки от Киндер сюрприза, коктельные трубочки, мячики, разного размера коробки и т.д.
Какие упражнения и игры можно для развития мелкой моторики и ручной умелости можно организовать в домашних условиях???
Прежде всего необходимо помнить о безопасности ребёнка во время игр, упражнений и занятий по развитию мелкой моторики кистей рук и ручной умелости.
Очень важно, что бы все занятия и игры для ребёнка, проходили под присмотром взрослого, во избежании попадания мелких деталей в дыхательные пути или слуховой проход ушной раковины.
Ребёнку можно предложить, например: принять участие в приготовлении пищи вместе с мамой: замешивание теста и формирование будущей выпечки, очистить и нарезать отварные овощи, перебрать крупу – для ребёнка это очень увлекательное и полезное занятие и помощь маме.
Если мамы увлекаются рукоделием: шитьём, вязанием или вышивкой; им вполне по силам будет сделать в домашних условиях дидактическое пособие для тренировки детских пальчиков и скоординированности действий ребёнка – обучающую куклу, которая может быть выполнена (сшита) из подручных материалов. Наверное у каждой хозяйки в доме найдётся ненужная одежда, отжившая уже свой срок, которой можно дать вторую жизнь ввиде игрушки для ребёнка и не просто игрушки, а обучающего пособия, а также привычный подручный материал: пуговицы, кнопки, крючки, молнии, шнурки, липучки. У куклы может быть сменный гардероб, тогда одежду и обувь куколки можно менять по сезону. Тканевую куклу можно будет стирать в ручную или в стиральной машине. Эта обучающая игрушка может стать любимицей у дошколёнка, ведь её можно: укладывать спать, кормить обедом, брать с собой на прогулку. Такая игрушка многофункциональна и решает множество задач, например: с помощью неё можно знакомить ребёнка с временами года, обыгрывать различные проблемные ситуации, она может участвовать в развитии сюжета в сюжетно – ролевой игре.
Можно предложить: выложить узор по образцу – из крышек, пробок или пуговиц; сделать украшение из бусин  (бусины могут быть разные по фактуре и цвету), можно положить мелкие предметы (или игрушки) в «Волшебный мешочек» и на ощупь отгадывать предметы; очень увлекательное занятие через большую пуговицу продевать шнурок – можно проделывать разные варианты такой шнуровки – это очень полезно и для обучения ребёнка завязыванию шнурков (можно использовать такое упражнение, как тренажёр). Бусины и пуговицы можно использовать для создания украшений, что очень хорошо развивает у детей не только: мелкую моторику, глазомер и координацию движений, но и пробуждает творческие способности, фантазию, воображение. Очень хорошо развивают детские пальчики работа с пластиллином, глиной, моделином или с соляным тестом – для работы с пластиллином вполне может подойти работа с «пластиллиновыми заплатками» - ламинированными или обклееными скотчем картинками с не прокрашеными кружками, которые надо «закрасить» пластиллином.
Детям для развития мелкой моторики и ручной умелости очень полезно работать: с раскрасками, обводками, штриховкой, трафаретами, с детскими прописями, лабиринтами, вырезать ножницами детали и простые картинки – проведение регулярно таких занятий способствует укреплению мышечной мускулатуры пальцев рук, подготавливает руку к письму, оттачивает точность и координацию движений, формирует необходимые навыки у ребёнка, например: пользование карандашом, кисточкой, работой с ножницами.
Занятия и упражнения направленные на развитие мелкой моторики кистей рук ребёнка и его ручной умелости пробуждают в ребёнке творческое начало, формируют точные движения кистей рук, подготавливают руку к овладению письмом; делают ребёнка более внимательным, собранным и усидчивым; что не может не сказаться положительным образом на дальнейшем школьном обучении.
Очень важно проводить такие занятия не «от случая к случаю», а регулярно, выделяя хотя бы 10 – 15 минут в день.
Совместные занятия взрослого и ребёнка по развитию мелкой моторики и ручной умелости способствуют не только развитию речи и познавательной активности у дошкольника, но и более тесной эмоциональной связи родителя и его малыша, что положительным образом сказывается на семейном микроклимате в целом.
Совместные занятия, при их регулярности обязательно дадут положительный результат в развитии ребёнка, создадут положительную атмосферу в доме, где живёт малыш, укрепят родственные взаимосвязи, будут прекрасной альтернативой современным гаджетам.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»